Современная вокальная техника

Многие задаются вопросом – имеет ли значительные отличия вокальная техника, которая используется в исполнении репертуара современных стилей музыки от техники, которой соответствует классический вокал? Разумеется, да! И этот ответ не вызывает никаких сомнений.

Говоря о великом множестве особенных приемов, зарекомендовавших себя в современном исполнении (субтон, фальцет, скриминг и т.д.), от классической школы отойдут далеко в сторону. Имеется в виду уровень взаимодействия голосовых связок с дыханием и усиление полученного звука резонаторной системой.

Основные отличия между двумя видам вокала возникают именно в этой основе. В связи с этим рассмотрим основные отличия, сформированные на основе этой теории.

Классическая вокальная техника

Техника управления звуком в классическом исполнении вокала основана на двигательной функции гортани. Знаменитый профессор Константин Плужников – известный тенор, ведущий артист Мариинского театра, и народный артист РФ говорит о механики пения следующее:

«Чтобы воспроизвести правильный звук, гортань должна подниматься и опускаться. Когда поются интервалы, мускулы напрягаются, в зависимости от высоты звука, гортань при этом опускается ровно до того положения, которое будет соответствовать конкретному звуку. Причем уровень высоты всегда определяется индивидуально. В связи с этим, при пении интервалов учеником либо исполнении мелодии с нисходящим или восходящим направлением, все его внимание должно быть сосредоточено на наиболее высокой ноте, а не на низкой».

На самом деле в постановке голоса ничего особенного и сложного нет. Чтобы решить вопрос проблемного голоса, достаточно охватить три направления, которые помогут это сделать. Это хорошее дыхание, сильная мускулатура и умение контролировать двигательную функцию гортани.

Современный взгляд на вокал

В этом случае мы будем говорить о неподвижности гортани. Обратите внимание на рекомендации и высказывания Сэта Риггза (вокального тренера таких популярных звезд, как Мадонна, Натали Коул, Стиви Уандера, и многих других):

«Итак, большая часть исполнителей задействуют слишком много мышечной ткани и горловой мускулатуры. От природы мышцы участвуют в жизненно важных процессах – они помогают организму осуществлять дыхательную функцию, потреблять пищу, проглатывать ее т.д. Но иногда, когда у вокалиста не получается взять нужную ноту, он тоже начинает пользоваться мускулатурой гортани, причем преимущественно внешние мышцы, т.к. они расположены вне области гортани. Когда в ход идут именно эти мышцы гортани, отвечающие за силу голоса, происходит стеснение свободного колебания голосовых связок изнутри, что отражается на изменении взаимного расположения резонансных полостей. Что мы имеем в конечном итоге? Очевидно несбалансированный звук, который издается с явным натягом».

Сэт Риггз считает, что только в случае полного расслабления гортани и при стабильности ее положения связки начинают взаимодействовать с потоком воздуха при выдохе, благодаря чему появляется возможность создавать нужною яркость и высоту исходному звуку, причем получается все это сделать легко и непринужденно. Именно такая техника, по мнению вокального тренера, позволяет добиться баланса и гармонии всех составляющих звука, независимо от их высоты.

Большая часть вокалистов, в том числе и новичков, хорошо знакома с понятием «вокальная маска». Голос звучит гораздо лучше тогда, когда он попадает в ту самую «вокальную маску» — в этом случае можно почувствовать легкую вибрацию на поверхности лица в верхней его части либо в корневой области передних верхних зубов, но изнутри. Тогда появляется голос правильный – звонкий, сбалансированный, именно «правильный». В обратном случае мы имеем дело с глухим и не очень корректным голосом.

Современные исполнители никогда не будут менять положение гортани и воздействовать на внутреннюю мускулатуру. При этом вокальный и речевой тембры становятся максимально схожими. Обратите внимание, что в таком случае контролировать глубину глотки, положение гортани, ощущения в вокальной маске и прочее – одновременно нет никакой необходимости. Голос из маски не уходит, потому что ничего не меняется в вокальном аппарате. Если он хорош в речевом исполнении, он также будет гармоничен и в вокальной подаче.