Снятие голосовых зажимов. Практические советы

Многие вокалисты частенько сталкиваются с одной и той же проблемой, связанной с зажимом голосовых связок. Происходит это в результате перенапряжения мышц шеи, расположенных в верхней части и не участвующих в звукообразовании. Но именно они задействуются тогда, когда вокалисту необходимо вытянуть какую-либо ноту или добавить интонации.

При таком раскладе голосом управлять крайне тяжело, меняется и качество звука. К счастью, имеются внутренние мышцы, расположенные внутри гортани – они принимают непосредственное участие в звукообразовании, и им помощь внешних мышц не нужна – главное, правильно научиться управлять ими.

Признаки работы внешних мышц во время пения
  • аудиальная слышимость зажатости голоса
  • видимое напряжение гортани (визуально это выглядит так, как будто на кадыке появляется вертикальная впадина, причем чем выше звук, тем очевиднее это напряжение)
  • постоянное желание вокалиста опустить голову вниз, слегка прижимая кадык к груди (отсутствует возможность исполнения с высоко поднятой головой)
  • голос плохо поддается управлению
  • вокалист быстро устает
Почему происходят зажимы?

Причины могут быть самые разные, но наиболее часто встречается именно психологическая причина. Большинство вокалистов попросту привыкают петь с зажимом – это происходит чуть ли не на уровне приобретенных рефлексов. Исполнитель, желая взять более высокую ноту, начинает напрягать все мышцы гортани – в этот момент он не думает о правильности действий, ему необходимо вытянуть ноту и это единственное, что обычно интересует в подобной ситуации.

Быстрее на помощь приходят именно внешние мышцы, потому что, чтобы овладеть работой внутренних, надо знать соответствующую технику исполнения. Зачастую в таких ситуациях подключаются чувства старания или стыда – вокалист не может себе позволить исполнять песню плохо, он старается исполнить ее максимально хорошо, опять же не задумываясь о последствиях и правильности своих действий.

Как снимаются горловые зажимы?

Учитывая, что корень проблемы лежит в психологическом настроении вокалиста, перед началом исполнения песен необходимо максимально расслабиться, предварительно отдохнув. Старайтесь «отключиться» от всех проблем и окружающего мира, думайте только о своем голосе и о том, как он звучит, а точнее – сконцентрируйтесь на собственном механизме звукообразования.

Как только вы дойдете до нужной, высокой ноты, пробуйте ее спеть правильно, не задействуя внешних мышц. Пусть в этот момент вы споете фальшиво, но эмоционально вы почувствуете то настроение, которое и должно быть во время правильного исполнения.

Несколько советов
  • Научитесь расслабляться. Например, если ранее вы стеснялись плохо спеть при своей маме или соратнике, пригласите его к себе и спойте, не стараясь превзойти самого себя, а именно правильно. После исполнения сами признайтесь вслух, что спели вы фальшиво, но зато теперь вы на правильном пути. Вот увидите, теперь при этих людях вы не будете стесняться и бояться опростоволоситься, вы будете учиться петь без зажимов.
  • Арпеджио «Sopranonighc» — это лучший вариант для исполнителей, особенно для их расслабления. Именно оно поможет обучиться связыванию грудного и горлового голоса. Исполнять следует наиболее удобную для себя гласную. При этом рот сильно открывать не стоит, только при самом сильном напряжении. При всех других обстоятельствах он должен быть открыт лишь наполовину. Старайтесь дышать ровно, смотрите четко перед собой. Одно ухо плотно закройте пальцем, что позволит вам слышать себя изнутри и одновременно с этим снимет напряжение. Не стоит увеличивать громкость в верхнем регистре, поддерживайте средний уровень. Как только вы сможете почувствовать некоторое расслабление, сразу фиксируйте это ощущение и постарайтесь в таком состоянии исполнить песню. Если не получилось поймать это ощущение, продолжайте поиски. Петь песню следует негромко, самое главное почувствовать нужное настроение и связно протянуть свое исполнение, ну а силу и яркость своему голосу вы сможете добавить чуть позднее, когда уже стабильно научитесь связно исполнять.
  • Заручитесь поддержкой профессионального педагога, который сможет дать вам полноценную консультацию и советы касательно конкретно вашей ситуации.
Расслабленное пение: признаки
  • Сбалансированный звук по всем частотам (низким, средним, высоким).
  • Легкое исполнение с высоко поднятой головой.
  • Свобода голосовых связок выражается в виде микрофальцетных «петушков», которые проскакивают при атаке звука, а иногда и при его завершении.
  • Брюшной пресс не напряжен, дыхание свободное.

Если вам удалось достигнуть этого, значит, у вас все получилось. Но помните, что расслабление голосового аппарата – это дело не одного дня. Не теряйте своего терпения и стремитесь к совершенству!