Сценическая речь

Сценическая речь, одно из основных средств театрального воплощения драматургического произведения. Владея мастерством сценической речи, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Техника сценической речи — существенный элемент актёрского мастерства; она связана с звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Характер и стиль сценической речи менялись и развивались на протяжении всей истории развития актерского мастерства. Особенности построения античной драмы, архитектура грандиозных театральных сооружений сформировали законы эллинской классической декламации. Нормативная эстетика классицистского театра 17—18 вв. требовала от исполнителя соблюдения правил мерной, чёткой декламации, подчинённой ударениям и цезурам стихотворной трагедии. У актёров романтического театра партитура сценической речи определялась чередующимися нарастаниями и спадами чувств, отличалась ускорениями и замедлениями, переходами голоса от piano к forte, неожиданными интонациями. Расцвет реалистического искусства сценической речи связан главным образом с русским театром, с деятельностью Малого театра. Поворот к реализму, совершенный М. С. Щепкиным, в значит, мере коснулся сценической речи. Щепкин призывал к естественности, простоте сценической речи, приближению её к разговорной. Огромное значение работе актёра над словом придавал А. Н. Островский, считавший, что нужно не только смотреть, но и слушать пьесы. На драматургии Островского была воспитана плеяда выдающихся русских актёров (Садовские и др.) — мастеров сценической речи, рассматривавших слово как основное средство в мастерстве актера. На рубеже 19—20 вв. новую эру в истории развития сценической речи открыл К. С. Станиславский. В разработанной им системе работы актёра над ролью (система Станиславского) он искал приёмы, помогающие актёру овладеть мастерством — не только вскрывать смысл текста, но и подтекста произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием». В советское время техника сценической речи — одна из важнейших дисциплин, изучаемых в театральных институтах, школах и студиях актерского мастерства.