Марк Болан - колоритная фигура рок сцены 70-х

Хотя Марк Болан считался прежде всего ведущим вокалистом группы и автором песен, он был незаурядным гитаристом, мастерски исполнявшим виртуозные риффы на своем знаменитом белом Telecaster’e. Многие из песен Болана, такие, как «Get It Оn» и «Telegram Sam», стали признанной классикой поп-музыки.

Слава к Марку Болану пришла далеко не сразу, и, прежде чем стать звездой, ему пришлось долгие годы провести в безвестности. Марк Фельд (таково его настоящее имя) родился г Хокни, на восточной окраине Лондона 30 сентября 1944 года. Окончив школу в 14 лет, Болан организовал свою первую группу. Она появилась в 1959 году и называлась Suzle And The Hula-Hoops Записав несколько демо-версий своих песен, Болан в августе 1965 года сумел заключить контракт с Docce Records как солист.

Белый Fender Stratocaster Болана

Чаще всего Болана вспоминают с белой гитарой Fender Stratocaster в руках. На самом деле у него были две такие гитары, одна из которых была украшена наклейкой в виде слезы, прикрепленной к верхнему рогу корпуса гитары. Свою первую белую Stratocaster Болан купил в 1969 году и записал на ней альбом Beard Of Stars, выпущенный в марте 1970-го. Говорят, что написанную в звездный период песню «Ride a White Swan» Болан посвятил именно своему любимому белому Stratocaster’y. В конце 1960-х Болан был дружен с Эриком Клэптоном, поэтому очень может быть, что на покупку Stratocaster’s его вдохновил именно пример Клэптона.

Dallas Rangemaster

Марк Болан очень часто пользовался английской педалью Dallas Rangemaster. Она представляла собой одну из ранних моделей бустер и помогла «раскачать» маломощные усилители того времени. Потребность в подобном эффекте возникла в связи с необходимостью выделить лидирующую гитару на фоне ритм-секции, и Rangemaster позволил сделать это. Бустер несколько отличается от педали distortion, поскольку не столько искажает звук, сколько делает его более насыщенным. Благодаря использованию германиевых транзисторов звук получается глубоким, но не искаженным и мягким, напоминающим звучание появившихся позднее педалей overdrive.

Впервые Rangemaster был использован Эриком Клэптоном во время записи его альбома Bluesbreakers. Клэптон использовал Rangemaster в сочетании с гитарой Les Paul и усилителем Marshall. Вначале Dallas Rangemaster был не педалью в нынешнем понимании этого слова, а достаточно громоздким настольным устройством с выключателем и регулятором громкости. Пример Клэптона вдохновил других гитаристов, которые начали экспериментировать с Rangemaster’oм. Так, Брайан Мэй использовал модифицированную модель Rangemaster’a почти во всех сольных фрагментах ранних песен группы Queen, что придавало характерное звучание его гитаре Red Special, подключенной к усилителю АС-30.

Горячими поклонниками нового эффекта стали почти все ранние гитаристы, игравшие heavy metal. Очень часто использовали Rangemaster Ричи Блэкмор из группы Deep Purple и Тони Йомми из Black Sabbath, при этом своего характерного звучания Тони добивался, подключая Gibson SG через Rangemaster к усилителю Laney.

Болана любили и представители старшего поколения, помнившие его ранние, подернутые мистической дымкой композиции, и молодежь, которую завораживали попсовые риффы его поздних песен, таких, как «Twentieth Century Boy».