Запись акустической гитары

В данной статье я решил поделиться опытом с начинающими гитаристами, которые открыли для себя мир студийной работы над гитарой.
Как то раз, в 2002 году, будучи уже лауреатом первой премии двух всероссийских конкурсов, тешимый успехами и привилегиями джазового мира нашей столицы, я пришел на студию. И после 3-х часового изнасилования ушей звукорежиссера, я вдруг понял, что совершенно не умею играть на гитаре! Конечно, этот вывод был поспешным и не трезвым, но в тот момент мне казалось именно это. Что же произошло на самом деле…?
Всё начинается с элементарных дисциплин во время обучения игре на гитаре. Гитаристы, недооценивающие метроном, могут позабыть о студийной деятельности сразу. В первую очередь ритмичность.

Техника глушения шумов

Те огрехи, которые мы допускаем при живом исполнении, ой, как слышны на записи – и следующая дисциплина – это техника глушения шумов (обертона, открытые струны, скрипы по струнам и т.д.). Правда, следите за стилем игры, в некоторых композициях гитара должна звучать именно с этими, так называемыми, огрехами.

Звукоизвлечение

Следующая дисциплина, с которой вы столкнетесь во время записи акустической гитары гитары – это звукоизвлечение Не все акустические гитары имеют большой динамический диапазон, и во время экспрессивной игры вы начинаете форсировать звук. Избегайте трескучих звуков, научитесь анализировать звуковую диаграмму в вашем музыкальном софте.
 
Некачественное (форсированное) форте выглядит вот так:
как вы видите, пик звучания высок, а продолжительности у звука нет, следовательно, ухудшается сустейн и качество тембра вашей гитары.
 
Качественное форте выглядит вот так:
здесь есть и тембр, и сустейн и, поверьте опыту, громкости этой, как правило, оказывается достаточно для выразительности.

Отсутствие опыта

Отсутствие опыта студийной работы у начинающих гитаристов, да и вообще у любых музыкантов, поначалу вызывает некое отвращение к студийной работе в целом. Вы даже слушаете себя в концертных записях и понимаете «ну, вот же! Я нормально играю, а почему на студии все так плохо получается?» Ответ подводит нас к следующей, пожалуй, самой тонкой, дисциплине – это «Фраза» — музыкальность исполнителя, прививающаяся педагогом на уроках, зачастую разбирая классические произведения, а так же ваш собственный музыкальный вкус и видение музыкальной мысли. Тяжелее всего во время записи – это расслабиться и сыграть как на живом концерте в кругу ваших поклонников, которые прислушиваются и получают удовольствие от каждого звука, извлекаемого вами из вашей гитары.
Безусловно, большую часть того, что я сейчас сказал, любой гитарист и так знает. Цель моей статьи – придать немного больше значения тем мелочам, из которых и рождается музыка.
Как не крути, без опыта никуда не деться. Главное нужно понимать, что концертная и студийная практика гитариста – это совершенно разные вещи. Больше проводите время на студии, это очень сильно закаляет вашу игру на гитаре, оттачивает до блеска. И, как сказал один из моих учителей, профессор Олег Кимович Королев: «Профессионализм познается на микро-уровне».