Пэт Мэтини - самый яркий джазовый гитарист наших дней

Пэт Мэтени, безусловно, самый яркий джазовый гитарист наших дней. Его стиль можно назвать одновременно обращенным как в прошлое, так и в будущее.

С одной стороны, музыкант придерживается джазовых традиций, подражая своей игрой манере духовых инструментов — такой же широкой и свободной. С другой стороны, Пэт Мэтени постоянно идет в ногу со временем и стал одним из первых музыкантов, еще в 1980-х освоивших возможности, которые предоставляют новейшие гитарные синтезаторы.

Пэт Мэтени — постоянно концертирующий музыкант, отличающийся невероятной широтой диапазона, что позволяет ему свободно и легко чувствовать себя в любом жанре и перед любой аудиторией.

Юность Пэта Мэтени

Пэт Мэтени родился в Канзас-Сити 12 августа 1954 года. В восемь лет он начал учиться играть на трубе, а в 12 лет «заболел» гитарой. Уже в 15 лет Пэт начал регулярно выступать вместе с лучшими джазовыми музыкантами Канзас-Сити. На международную сцену Мэтени вышел в 1974 году, когда начал играть вместе с великим джазовым вибрафонистом Гэри Бартоном, а в 1975 году записал свой первый альбом, Bright Size Life.

В последующие годы Пэт Мэтени выступал с самыми разными исполнителями, включая Стиви Райха, Орнетта Коулмена, Джона Митчелла и Дэвида Боуи. Как композитор, он на протяжении двадцати с лишним лет работал в паре с пианистом Лайлом Меем, вместе они написали целый ряд композиций для гитары, небольших ансамблей и больших оркестров.

Мэтени был самым первым джазовым музыкантом, который всерьез отнесся к появлению синтезаторов, а также новатором, разработавшим несколько новых видов гитары, включая акустическую гитару-сопрано, 42-струнную гитару Pikasso, джазовую гитару Ibanez РМ-100 и еще целый ряд штучных экспериментальных инструментов.

За свою жизнь Пэт Мэтени 15 раз удостаивался награды Grammy, включая семь призов за семь выпущенных вслед друг за другом альбомов. Популярность Мэтени поддерживается за счет его неустанной концертной деятельности — так, в период до 1974 года музыкант ежегодно давал не менее 120-240 сольных концертов.

Roland GR 300

Синтезаторы на музыкальной сцене появились в самом конце 1960-х — начале 1970-х годов. Эти ранние модели управлялись и настраивались с помощью клавиш, и потому самыми первыми их начали осваивать пианисты.

Вскоре производители начали разрабатывать новые виды синтезаторов, на которых могли бы играть не только пианисты, но и гитаристы. Первыми, еще крайне несовершенными стали модели Arp Avatar и Korg X 911. Как уже было сказано, эти синтезаторы обладали многими недостатками, так, например, они не позволяли делать подтяжки на струнах (при этом синтезатор «терял» звук) и не «читали» короткие ноты. Это вынуждало гитаристов играть очень медленно и осторожно. На время гитаристам пришлось забыть о слайдах, гармониках и даже экспрессии, — на ранних синтезаторах можно было играть только медленно, чисто и аккуратно, иначе весь эффект немедленно пропадал, зачастую вместе со звуком.

Затем пришло время гитарного синтезатора Roland GR 300. Это был первый синтезатор, позволявший играть на гитаре в привычной манере, не задумываясь над тем, «зацепит» синтезатор сыгранную ноту или нет. Roland GR 300 предоставлял также новые технические возможности, теперь гитаристы могли играть с остинатным «висящим» басом или удваивать ноты. Пэт Мэтени был одним из первых, кто по достоинству смог оценить все возможности нового синтезатора. «Когда я впервые подключился к GR 300, то не поверил своим ушам, — рассказывал Мэтени в интервью журналу Guitar Player, — теперь я мог сыграть все, что подсказывала мне моя фантазия».

Примечательно, что, несмотря на все новинки, которые появились на музыкальном рынке за последние 20 лет, Мэтени сохраняет верность синтезатору GR 300.