Джек Уайт - самый настоящий гитарист нового времени

Вернуть рок-н-ролл к своим корням — вот основная цель, которую поставил перед собой Джек Уайт. Выступая в группе The White Stripes, он сумел стать великолепным автором песен, гитаристом и вокалистом, свободно владеющим любой стилистикой, от фолк-блюза до тяжелого рока в манере Led Zeppelin. Третий альбом группы, White Blood Cells (2001), выдвинул этот дуэт в лидеры рока новой волны. Группа The White Stripes с одинаковой легкостью очаровывает как подростков, так и их родителей умением сочетать сложное и простое, оставаясь при этом в рамках классического рок-н-ролла.

Джек Уайт родился 9 июля 1975 года в Детройте и вначале переиграл в целом ряде групп, игравших панк-рок и так называемый «гаражный рок», после чего организовал вместе со своей женой, Мэг, дуэт The White Stripes. (Для того, чтобы не разочаровывать юных поклонниц Уайта, был даже пущен слух, будто Мэг не жена, а сестра Джека.) Приверженность Джека Уайта к классическому року проявляется как в манере игры, где можно найти интонации героев прежних лет, начиная с Дейва Дэвиса из Kinks и заканчивая Джимми Пейджем из Led Zeppelin, так и в выборе инструментов и оборудования.

Чаще всего Уайт записывает свои песни на гитаре 64′ Valeo Airline, а на сцене выступает с тремя гитарами — the Airline, акустической Kay, настроенной в ладу А, и так называемой японской электрогитарой (Japanese electric). Свои гитары Уайт подключает к педалям DigiTech Whammy и Electro-Harmonix Big Muff, одновременно пропущенным через двухканальный ревербератор Fender Twin Reverb и далее включенным в редкостный 100-ваттный комбо Silvertone 6×10.

Играя в группе The White Stripes, Джек Уайт сумел возродить классический рок-н-ролл в его первозданном виде — с искаженным с помощью дисторшн гитарным звуком и тяжелыми глухими ударами на заднем плане. Кажется, что подобный набор лишь нарочито подчеркивает привязанность музыканта к ретро, однако никто не станет отрицать, что Джек Уайт чувствует и глубоко понимает секрет неотразимой привлекательности «старинного» рок-н-ролла. Чтобы убедиться в этом, достаточно прослушать хотя бы один из сочиненных Джеком Уайтом риффов, например, тот, которым открывается песня «Seven Nation Army».

Гитара Valco Airline

Панк-рокеры отвергали не только все принятые прежде представления о том, что такое музыка, но и прежние представления о том, каким должен быть инструмент профессионального гитариста. Никто из панк- рокеров не снизошел до того, чтобы взять в руки Les Paul, Stratocaster или качественную, сделанную на заказ гитару. «Король» панк-рока Джонни Рамоне предпочитал гитары Mosrites 1960-х годов, Курт Кобейн играл на самых уродливых поделках фирмы Fender — Mustang и Jaguar, а вот Джек Уайт пошел еще дальше и выбрал для себя Valeo Airline.

Эта гитара выпуска 1964 года эффектно смотрелась на сцене, однако, честно говоря, совершенно не годилась для игры. Эта гитара сделана из фибергласса (производители красиво назвали его «Res-0-Glas»), и ее невозможно было настроить, тем более что задний мост у гитары не регулируется. Это очень дешевая гитара, и, по всей видимости, именно этим она и приглянулась Джеку Уайту. Как говорил сам Уайт, «играя на этой гитаре, я постоянно чувствую, что она не в порядке и мне нужно заставить ее работать. Эта плоская гитара сделана из листа пластика, и каждую минуту ожидаешь, что от нее что- нибудь отвалится. Корпус гитары часто трескается, зато рычаг вибрато сделан на славу и прикреплен намертво, отчего вибрато получается невероятно резким. Я никогда ничего не делаю с этой гитарой, только время от времени пытаюсь немного настроить ее».

После того как Valeo Airline стала гитарой Джека Уайта, на нее появился спрос, и эти гитары стали выпускать на фабрике в Чикаго, так что любой поклонник панк-рока может теперь выписать для себя такую гитару по почте. В 1960-х фирма Valeo выпускала еще одну гитару, которая называлась Silvertone и была примерно того же качества. Выпуск этой гитары также возобновился, и также с легкой руки Джека Уайта.

Источник -Шарлотта Грейг «Легендарные гитарные риффы от монстров рока и королей джаза»