Джефф Бек - гитарист, виртуоз рычага вибрато

Джефф Бек — это гитарист из гитаристов. Быть может, его слава уступает славе его современников Эрика Клэптона и Джимми Пейджа, но спросите любого из мастеров рока, и он ответит вам, что очень многое перенял от Бека, который творил на электрогитаре совершенно невозможные вещи. Во время игры Джефф Бек использовал весь гриф гитары, ударяя по струнам не медиатором, а пальцами левой руки, что позволяло добиваться невероятной скорости пассажей. Громкость звука Бок регулировал, поворачивая во время игры регуляторы громкости и тона свободной правой рукой, а также очень умело использовал рычаг вибрато.

Бек родился о английском городке Уоллиипон 24 июня 1944 года, в конце Второй мировой войны. Играть рок и джаз на гитаре Джефф научился еще подростком и вскоре стал одним из ведущих студийных гитаристов, а в 1965 году заменил в группе The Yardbirds ее легендарного лидер-гитариста, Эрика Клэптона. Своими композициями, такими, как «Heart Full of Soul» и «Shapes of Things», Бек оказал огромное влияние на формирование в 1960-х так называемого «психоделического саунда».

Where Were You?

В 1967 году он собрал собственную группу. The Jeff Beck Group, и выпустил с ней два альбома, напоминавших по стилистике работы ранних led Zeppelin. К сожалению, эти альбомы продавались хуже, чем альбомы Led Zeppelin. Беку становилось тесно в рамках традиционной рок музыки, и потому в 1975 году он выпустил инструментальный джаз-роковый альбом Blow By Blow, который стал лучшим в карьере музыканта. Этот альбом, который продюсировал легендарный сэр Джордж Мартин, работавший до этого с самими The Beatles, оказал огромное влияние на целое поколение матерое инструментального рока, в том числе на Стива Вая и Джо Сат риани.

РЫЧАГ ВИБРАТО

Рычаг вибрато — это очень остроумное и полезное приспособление, которым оснащаются многие модели электрогитар. С помощью этого рычага музыкант может изменять звучание ноты или аккорда, придавая им совершенно новую и необычную окраску. Первый рычаг вибрато появился еще в 1950-х. это была неуклюжая и несовершенная конструкция, которая называлась Bigsby и устанавливалась на гитару Epiphone ES-295. На такой гитаре играл Скотти Мур. Улучшенная модель рычага, Leo Fender, появилась в 1954 году на одной из первых моделей гитары Stratocaster. Изначально рычаг предназначался для того, чтобы придавать нотам и аккордам легкое вибрато.

По-настоящему исследовать возможности рычага вибрато гитаристы начали а середине 1960-х, и одним из первых стал Джимми Хендрикс (достаточно прослушать для этого запись его знаменито хита «The Star Spanglerd Banner») Однако истинным виртуозом использования рычага вибрато считается Джефф. Он был способен с помощью этого рычага сыграть целую мелодию и часто сочетал рычаг с подтяжкой струн пальцами, заставляя гитару петь «человеческим голосом».

I Ain’t Superstitious

Мастерство Бека тем более удивительно, что он играл на ранних, несовершенных моделях рычага вибрато, активное использование которых приводило к тому, что гитара теряла строй.

В конце 1970-х появился новый, удобный и надежный рычаг вибрато Floyd Rose, с которым не возникало проблем со строем гитары. Новый рычаг открывал целый ряд новых возможностей, чем немедленно воспользовались многие гитаристы, включая Стива Вая и Джо Сатриани. Если вы хотите ближе познакомиться с возможностями нового рычага, послушайте, например, композицию Стиви Вая «Crossroads»

необычная гитара Джеффа Бека

Самой необычной гитарой Джеффа Бека была так называемая Tele-Gib, сделанная на заказ известным мастером Сеймуром Дунканом.

В 1974 голу Дункан работал в отделе реставрации и модификации фирмы Fender Soundhouse. Увидев и услышав игру Джеффа Бека, Дункан пришел к выводу, что Беку нужна гитара формата Fender, но звучащая, как Les Paul. Поскольку таких инструментов но было, Дункан решил сделать гитару своими руками Он взял каркас гитары Fender 1959 года и установил на нее новый кленовый гри с заново прорезанными щелями для порожков ладов, после чего установил в них порожки от Gibson Los Paul. После этого он установил ил гитару пару звукоснимателей от старой гитары Gibson 1959 года.

Эти сниматели он взял со старой гитары Gibson Flying V, которая когда-то принадлежала Лонни Маку. Наконец, Дункан добавил панель с ручками регуляторов тона и громкости, которую снял со старой гитары Telecaster выпуска 1950-х годов. Бек был в восторге от этой гитары, назвал eе Tele-Gib и записал на ней один из своих самых оригинальных альбомов, Blow By Blow, в который вошло одна из лучших его композиций «Cause We’ve Ended As Lovers