Дэвид Гилмор - легендарный гитарист и вокалист Pink Floyd

Одни гитаристы становятся легендарными благодаря своей технике, другие — благодаря своей оригинальной манере игры. Оригинальность манеры игры гитариста во многом определяется ее неповторимым звуком — достаточно вспомнить такие имена как Эрик Клэптон, Би Би Кинг, Карлос Сантана. Это, конечно же, прежде всего относиться к Дэвиду Гилмору из группы Pink Floyd. Манера Гилмора явно сложилась под влиянием блюзовых гитаристов, однако ее ни в коей мере нельзя называть именно блюзовой,- это энергичный, неповторимый, ни с чем не сравнимый рок.

Дэвид Гилмор родился 6 марта 1946 года в английском городе Кембридж. В 14 лет он начал играть на акустической гитаре, а позже на электрических гитарах — Burns Sonnet и Hofner Club 60. Еще в школе Гилмор подружился с Роджером Уотерсом и Сидом Барретом. В 1965 году Уотерс и Баррет вместе с клавишником Риком Райтом и ударником Ником Мейсоном организовали свою группу, которую назвали Pink Floyd, а когда Баррет увлекся наркотиками, в группу начали приглашать Гилмора.

Вначале он приходил на подмену, а затем полностью вытеснил Баррета из группы. Несколько лет группа выпускала экспериментальные альбомы, например. Ummagumma или Atom Heart Mother. Гилмор играл на Telecaster’e, но потом, когда эту гитару у него украли, он купил себе Stratocaster, на которой играл через мощные многоваттные усилители, используя различные педали эффектов.

В 1972 году группа начала записывать студийный альбом, который стал событием в истории рок-музыки. Это был диск Dark Side of the Moon, на котором впервые можно услышать неповторимый саунд Гилмора. Альбом произвел впечатление разорвавшейся бомбы. За ним последовали новые работы группы, альбомы Wish You Were Here, Animals и The Wall, которые были проданы в миллионах копий, после чего Pink Floyd стали живой легендой, а Дэвид Гилмор стал кумиром для нескольких поколений рока.

Использование мультиэффектов

На заре рок-эры гитаристы ограничивались использованием всего одного, максимум двух эффектов — чаще всего это были модные в то время педали fuzz и Wah Wah. Постепенно стали появляться и получать распространение новые эффекты, и гитаристы стали шире экспериментировать со звуком, переходя к более сложному, комплексному использованию различных эффектов. Дэвид Гилмор был одним из пионеров использования таких сочетаний, которые принято называть мультиэффектами.

Не забудем при этом, что, имея перед собой на сцене полдюжины педалей, несложно запутаться в них и подключить вместо одной другую, что сразу же «убьет» звук. Именно тогда Гилмор услышал о человеке по имени Пит Корниш, который работал на лондонской фирме Sound City. Корниш создавал панели остроумно связанных между собой эффектов, управляемых с помощью ножных переключателей, и Гилмор завязал с ним знакомство, которое переросло в сотрудничество, продолжавшееся более 20 лет.
Гилмор использовал не только мультиэффекты, но и рычаг вибрато, с помощью которого добивался того неповторимого звука, который можно услышать на его записях.

Stratocaster Гилмора

Основной сценической гитарой Гилмора был американский ’57 Vintage Reissue Stratocaster с укороченной рукояткой вибрато, которая казалась музыканту наиболее удобной для игры. Другие изменения касались электрической схемы гитары.
Fender Stratocaster стал одним из главных инструментов эпохи рок- и поп-музыки. Гитара была создана инженером Лео Фендером в 1953 году, но ее производство продолжается и в наши дни.

Как и все Stratocaster’ы». гитара Гилмора была оснащена однорядными звукоснимателями EMG-SA, к которым добавлены два регулятора тона, SPC бустер и EXG экспандер. Звукосниматели SG собраны на основе магнитов Alnico. которые выдают меньшее количество средних частот по сравнению со звукоснимателями, на которых установлены керамические S-магниты. Модуль EXG воспроизводит узкий спектр средних частот и хорош для того, чтобы играть ритмическую фактуру, а модуль SPC, напротив, помогает выделить высокие и низкие частоты при сольной игре.

Итак, если вы хотите попробовать воспроизвести соло Гилмора, возьмите Stratocaster и выведите до конца ручку SPC. Не забудьте, что очень важную роль Гилмор отводил рычагу вибрато, благодаря которому многие ноты казались сыгранными «нечисто», то есть чуть ниже или выше, чем нужно.

Для того чтобы минимизировать этот эффект (при игре с обычным рычагом вибрато отклонение может достигать половины и более тона) и не давать гитаре расстроиться, Гилмор подтягивал крепежные винты рычага так. чтобы пластина рычага едва-едва поворачивалась.