Дейв Девис - отец дисторшина и монстр-риффов

The Kinks были, пожалуй, самой необычной британской группой 60-х годов. Один из игравших в группе братьев, Рэй Девис, писал яркие, типично английские песни, а его младший брат украшал их яростными, оригинальными риффами. Многие музыковеды считают, что рифф, который Дейв придумал для первого хита группы, «You Really Got Ме», стал образцом, на который позже стали ориентироваться многие и многие музыканты, игравшие хэви-металл.

Дейв Девис родился 3 февраля 1947 года в Лондоне и был на три года моложе своего брата Рэя. Подростками братья Девис с одноклассником Рэя Питером Куэйфи (бас-гитара) организовали свою группу. Летом 1963 года группа The Ravens пополнилась ударником, Микки Уиллетом. Демозапись группы заинтересовала американского продюсера Шила Телми, который помог ребятам подписать в 1964 году контракт со звукозаписывающей фирмой «Рай».

Перед этим в группе появился новый ударник — им вместо Уиллета стал Мик Эйвори — и новое название. The Kinks. Первые два сингла группы не попали в хитпарад, зато третья — «You Really Got Ме» сумела занять в нем первое место спустя месяц после выхода пластинки в свет. Эта песня была первым британским хитом, написанным на основе простого гитарного риффа. Следующая песня «Аll Day and All of the Night» вскоре оказалась на второй позиции в хит-параде.

В 1960-х вместе со своим старшим братом Дейв написал целый ряд легендарных гитарных риффов.Нескончаемые гастроли привели к трениям внутри группы, в результате чего Дейв начал записывать сольные синглы, а его брат Рэй искал новую мелодику в песнях «Sunny Afternoon», «Waterloo Sunset», «Autumn Almanac» и «Lola». В начале 1970-х слава The Kinks начала угасать. Почувствовав это, группа начала играть в более жесткой манере, и теперь на первый план вышли не песни Рэя, а гитарные риффы Дейва.

The Kinks – You Really Got Me

В 1990 году The Kinks включили в Зал славы рок-н-ролла, но, несмотря на это, группа вскоре распалась. Впрочем, Дейв Девис не оставил гитару и в последующие годы выпустил несколько сольных альбомов.
Оригинальный Рифф-Монстр

Песню «You Really Got Ме» Рэй Девис написал в гостиной дома своих родителей с помощью Дейва. Вначале Рэй наиграл рифф на пианино, Дейв перенес его на гитару, после чего Рэй внес несколько поправок. Рэю хотелось сделать из песни настоящий хит, и он стремился к тому, чтобы рифф был как можно более простым и запоминающимся, «наподобие африканского ритуального напева». В этом риффе помимо африканских ритмов слышатся отголоски классической песни группы The Kingsmen «Louie Louie», кавер-версию которой записывали когда-то сами The Kinks.

Песню «You Really Got Me» братья Девис выбрали для своего третьего сингла. Во время ее записи на студии стоял чудовищный шум: яростно грохотали барабаны, которые перекрывал звук гитары Дейва, игравшего с фуззом и дисторшн. Напомним, что этот рифф появился на пять лет раньше самых первых риффов хэви-металл и на двадцать лет раньше панк-рока. Таким образом, можно сказать, что Дейв в тот день совершил настоящую революцию в своем жанре.

Злые языки утверждали потом, что в тот день на студии вместо Дейва на гитаре играл Джимми Пейдж, записавший в 1960-х немало хитов с разными группами, но это выглядит маловероятным, поскольку такой технарь, как Пейдж, вряд ли согласился бы тратить время на столь примитивный рифф-монстр на двух аккордах.

На этой фотографии, сделанной в конце 1970-х, Дейв Девис играет на сцене в парике. Несмотря на все превратности судьбы The Kinks как группы, их легендарные риффы помнят до сих пор — достаточно сказать, что кавер-версии песни «You Really Got Me» записали такие разные по манере музыканты, как Игги Поп и Ван Хален.

The Kinks – All Day and All of the Night

Elpico — зеленый усилитель

ELPico был маленьким зеленым 8-10-ваттным усилителем, который Дейв Девис раскопал в каком-то радиомагазине на Масвелл Хилл в 1962 году.

В то время Дейв искал усилитель, который мог бы искажать звук гитары сильнее, чем его АС-30, но еще не мог позволить себе такой дорогой и мощный усилитель, как Watkins Dominator. Итак, Дейв приобрел маленькое зеленое чудовище и отправился с ним домой, чтобы приступить к экспериментам.

В то время Дейв искал усилитель, который мог бы искажать звук гитары сильнее, чем его АС-30, но еще не мог позволить себе такой дорогой и мощный усилитель, как Watkins Dominator. Итак, Дейв приобрел маленькое зеленое чудовище и отправился с ним домой, чтобы приступить к экспериментам.

ELPico издавал дешевый, дребезжащий звук, который сам по себе вполне устраивал Дейва, но его никак не могла устроить малая мощность усилителя. Вначале Дейв попробовал подключить свою гитару к ELPico, а сам ELPico к hi-fi усилителю, в свою очередь подключенному к радиоле, которая, наконец, подключалась к стандартному усилителю VOX АС-30.

Стало ясно, что столь сложная схема для работы не годится, и тогда Дейв просто подключил ELPico напрямую к АС-30. Эта система дребезжала, фонила, однако звук получился достаточно громким, чего, собственно, и добивался Дейв, хотя и не таким искаженным, как ему хотелось. Чтобы еще больше исказить звук и сделать его «грязнее», Дейв прорезал динамики ELPico бритвой, они стали дребезжать еще сильнее.

Как вспоминает Рэй, после этого Дейв прилепил к магниту динамика несколько вязальных спиц, которые должны были дребезжать во время игры, и только тогда оказался вполне доволен тем звуком, который издавало это чудовище. Так родился характерный, оригинальный — как же иначе! — звук гитары Дейва.

Когда же пришло время записать «You Really Got Ме», вопрос о том, на чем именно записывать эту песнь, даже не стоял, — разумеется, Дейв притащил в студию свой, мягко скажем, необычный агрегат, ELPico с изуродованными динамиками, подключенный к АС-30.

Источник -Шарлотта Грейг «Легендарные гитарные риффы от монстров рока и королей джаза»